Крымское Эхо
Экономика

Где шипы, там и розы

Где шипы, там и розы

Будем откровенны: к умиранию эфиромасличной отрасли в Крыму приложили руку сами руководители сельского хозяйства полуострова. Все они лоббировали интересы зерновиков, забыв о садах и шалфее.

Запомнилось публичное высказывание экс-министра агропрома Олега Русецкого: «Роза? Кому она нужна? Девушкам дарить — так девушки предпочитают другой дизайн!». 
Это притом, что двадцать лет назад плантации розы начинались в километре от Московского кольца, а шалфейное поле на месте зданий украинской гимназии и «Ашана» помнят недавние выпускники строительной академии. 

Поле застроили, а напротив — на другой стороне улицы Киевской с крыши здания института эфиромасличных культур сняли большие буквы «Эфирмасло». Теперь большую часть помещений занимают разные госучреждения, но часть все же сохранил Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма. Его директорВладимир Паштецкий напоминает: когда-то эфиромасличное производство давало не только ценное сырье для изготовления лекарств и парфюмерии, но и 10-12% всех доходов Крыма. 

В украинские годы упоминания о непродуктивных розовых и лавандовых плантациях стали встречаться совсем в другом контексте: например, при выделении сотен гектаров земли под гольф-клуб. Душистыми полями над Гурзуфом разрешили распоряжаться фирме «Антал-Крым», принадлежащей тогдашнему «смотрящему» по Крыму депутату-регионалу Антону Пригодскому. В 2007 году согласный на все Верховный Совет Крыма отдал этой компании 112 га земли, на которой раньше выращивались эфироносы. Плантации списали, поле для гольфа так и не было построено.

Группа сотрудников института, ученые, которые еще остались в Крыму, взывают к власти: необходимо возродить отрасль, которая была частью крымской специфики! 

В НИИСХ Крыма прошел круглый стол, посвященный этим проблемам. Там присутствующие напомнили друг другу: расцвет этой отрасли — в прямом и переносном смыслах слова — пришелся на 70-80 годы прошлого столетия. По словам специалиста, кандидата сельхознаук Александра Мишнёва, в СССР в те годы ежегодно вырабатывалось 1 150 т эфирных масел, большая доля которых приходилась на кориандр — до 600 т, что составляло около 90% его мирового производства. 

Лавандового масла в стране производилось до 170 т в год (100 т из них — в Крыму), мятного — до 70. Три четверти мирового производства шалфея мускатного тоже приходилось на Советский Союз. Розового масла с отечественных плантаций получали около 5 т (треть мирового производства). Кто собирал, царапая руки, невесомые лепестки розы, понимает, что 1,5 тонны масла, которое тогда производилось в Крыму, — это очень много! 

Сейчас эфиромасличное производство в Крыму представлено примерно десятком мелких предприятий, которые ни с кем не согласуют свои действия. Кориандр еще держится: им в Крыму в прошлом году было засеяно в степной части полуострова 10,5 тыс га. Плантаций лаванды осталось 2 тыс га, шалфей засеян на 1,4 тыс га. Здесь по традиции лидируют предгорья Бахчисарайского, Белогорского, Симферопольского районов. Под розой осталось только символические 100 га… 

Есть небольшие площади под мелиссой, под полынью крымской, укропом и фенхелем. Такая картина — не особенность 2014 года, она наблюдается уже несколько лет. 

Кандидат наук Наталья Невкрытая сообщила, что селекционеры зря времени не теряли, за эти смутные годы сумели вывести множество новых сортов, которые могут дать урожай во много раз превышающий тот, что собирали 30 лет назад. Но все равно, нужно помнить, что речь идет о килограммах эфирного масла, которые можно получить с гектара плантаций: масла мяты — около 50 кг/га, шалфея — 60 кг/га. Нам было интересно упоминание о полыни крымской — оказывается, это не известная всем дикая трава: ее можно целенаправленно выращивать, причем на солончаках и в Присивашье, где она дает до 60 кг ценного масла с гектара, а убирают ее в октябре, когда другие полевые работы уже закончены.

На этом же круглом столе мы разглядели и другую тенденцию. Пока крымчане будут рассуждать о том, что отрасль нужно возрождать, их в этом деле легко могут опередить приезжие, имеющие деньги и опыт работы в условиях российского законодательства. На эту мысль нас навело выступление очень яркой и уверенной женщины по имени Ирина Минина, руководящей ставропольским сельхозпредприятием «Моя мечта». 

Ее рассказ о своем пути в этом бизнесе можно считать мастер-классом для предпринимателей. Для начала она подчеркнула, что она — не профессионал, а любитель: в советское время занималась лазерными технологиями в Курчатовском институте. Когда там окончательно перестали платить зарплату, Минина, как и многие товарищи по несчастью, начала торговый бизнес, завезя в Россию импортные быстродействующие дрожжи, потом другие ингредиенты для хлебопечения.

После дефолта 1998 года открыли собственное простое производство — всего лишь фасовку специй и «посыпочки» для пасхальных куличей. А потом решили, что ввозить в Россию сушеный укроп и петрушку — глупость. Дистрибьютор, с которым она работала, пригласил Минину в Ставропольский край, где она до этого никогда не была. Началось с того, что рекомендованная ей бригада растениеводов пропила оставленные для дела деньги. Потом еще раз… И никогда не работавшая в сельском хозяйстве женщина решила заниматься растениеводством сама, начав с книжек.

Некий глава администрации предложил ей 1000 га земли, которая до того не обрабатывалась лет семь, где бегали даже волки. Дальше — больше, Мининой пришлось стать председателем колхоза, на земле которого она стала работать. сейчас «Моя мечта» обрабатывает 35 тыс га.

Теперь Ирина Минина заключила договор о сотрудничестве с НИИ сельского хозяйства Крыма и готова инвестировать средства в выращивание пряных и душистых растений на полуострове. Интересен перечень тех культур, которые она хочет попробовать выращивать здесь: чабрец, тимьян, фенхель разного вида, мелиссу — эти культуры на Ставрополье уже испытаны. Два года назад отрыла новую тему — перцы. Оказывается, их очень много видов и они растут в условиях, похожих на крымские. Крым, полагает она, нужно использовать для производства семян этих культур для элитного семеноводства. Это направление в России сейчас вообще отсутствует, весь семенной материал закупается за границей. А теперь, когда рубль подешевел, это будет особенно актуально. 

У Ирины Мининой серьезные планы в отношении Крыма: приехав сюда «в разведку» после событий Крымской весны, ее компания через Православную церковьподарила крымчанам той самой «посыпочки» для украшения пасхальных куличей на 8 млн руб… 

Участники круглого стола обратились к Министерству сельского хозяйства РФ, правительству Крыма с просьбой о восстановлении производственной базы в селеКрымская Роза Белогорского района для проведения научных исследований, семеноводства и питомниководства как основы для развития эфиромасличного производства. Такой шаг будет способствовать развитию важной отрасли не только в Крыму, но на всем юге РФ. 

Выступающие на мероприятии были в общем-то единодушны: возрождение отрасли необходимо считать одним из приоритетных направлений сельского хозяйства Крыма. Нужна региональная программа подъема эфиромасличного производства, направленная на его стимулирование, нужно дальнейшее участие в ней ученых Никитского ботанического сада. А крымским производителям нужно объединиться в добровольную ассоциацию для координации действий, иначе они просто прозевают свое время.




На фото: В центре — Ирина Минина и Владимир Паштецкий 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Озимые в Крыму дали 100% всходов

Герои России, какими их не видел никто

Анфиса РЕКИНА

Форум смелых

Оставить комментарий