Крымское Эхо
Экономика

Победа карьеристов? (ВИДЕО)

Победа карьеристов? (ВИДЕО)

ЗАМУТИЛИ СНОВА

В Крыму разгорается второй виток скандала вокруг возможного открытия карьера по добыче щебня в Коктебеле. Напомним суть противоречий. Идея разработки карьера возникла в 2013 году, и тогда главным мотивом добычи щебня была необходимость подсыпки пляжей Коктебеля.

Тот щебень, который для этого используется, содержит известковые породы, от этого вода у берега мутнеет, это не нравится ни рыбе, ни купальщикам. А камешки вулканических пород, которые можно добывать у подножия Карадага (потухшего вулкана), воды не замутят.

Участок, выделенный под разработку, формально не входит в территорию Карадагского заповедника, находится в нескольких сотнях метров как от его границы, так и от самого курортного поселка.

Тогда после протеста жителей Коктебеля к изучению проблемы привлекли экспертов. Их мнение было единодушным: взрывные работы рядом с заповедником приведут к экологической катастрофе. Сохранится ли единственный источник пресной воды, наверняка сказать нельзя. Только после начала добычи щебня станет ясно, насколько значительным будет изменение ландшафта, смещение блоков пород, гидрологическое истощение и деградация растительного мира. Кроме запыления курортного поселка была упомянута и угроза здоровью местного населения из-за специфических заболеваний горнодобывающих регионов.

Экспертов выслушал тогдашний глава правительства Крыма Анатолий Могилев. Особенно сильное впечатление на него произвела угроза гибели родника Лягушка, из-за чего животные Карадага могут лишиться единственного источника пресной воды.

Премьер тут же, в присутствии журналистов и телекамер озвучил решение об окончательном отказе от разработки карьера в Коктебеле, поручив специалистам поискать другие залежи андезита или подобного камня.

Мы были за заседании того экспертного совета в сентябре 2013 года и подробно писали об этом. «Если мы нарушим экологию этого уникального места, это будет грех на нашей совести!», — резюмировал тогдашний премьер автономии.

За заявлением Могилева последовало решение Совмина, отменившего землеотвод. Тогда же было обещано, что территория несостоявшегося карьера будет включена в состав заповедника. Разрабатывать карьер собиралось симферопольское ООО «Стройпрогресс».

Не прошло и двух лет, как тема разработки карьера вернулась. Главой Минприроды Крыма стал Геннадий Нараев, владельцем ООО «Стройпрогресс» теперь является Артем Фрунзевич Мардоян — как нетрудно догадаться, сын нынешнего депутата Госсовета Крыма Фрунзе Мардояна. Само Планерское месторождение андезитов осталось в базе разведанных недр, парламент Крыма не утвердил границы охранной зоны Карадагского природного заповедника. То есть формально территория Планерского месторождения законом не защищена.

Теперь, правда, речь не о подсыпке пляжей, а о дефиците стройматериалов в Крыму. Но, возвращаясь к мнению экспертов, напомним, что тогда говорил проректор Национальной академии природоохранного и курортного строительства Николай Любомирский. Он предупреждал: затраты на добычу андезита делают его дороже любого другого щебня, а при контакте с щелочной средой в бетонном растворе он делает его хрупким и быстро разрушающимся. В Планерском месторождении андезиты залегают между пластами глины. Наличие примесей глины в породе потребует промывки щебня и остро встанет проблема шлам-бассейнов. Куда это все будет деваться, особенно при дефиците воды?

Теперь на уровень Госсовета Крыма тема карьера поднялась, когда Геннадий Нараев отчитывался о деятельности своего министерства на заседании парламентского комитета по аграрной политике, экологии и природным ресурсам. Присутствующий там член Общественной палаты Крыма Юрий Жеребцов упомянул широкий общественный резонанс вокруг этой темы и то, что по российскому законодательству охранная зона вокруг заповедника может составлять до 1 км.

— Почему Карадагский заповедник, жемчужина Крыма, не может иметь охранную зону 1 км, в которую и попадает карьер? — задал Жеребцов вопрос министру. — Министерство экологии может отменить спецразрешение, запретить разработку этого карьера, прекратить безобразие!

Он напомнил, что спецразрешение было выдано с серьезными нарушениями, кооператив «Геолог», готовивший его, в своих материалах даже ошибочно назвал изучаемый участок Бугским, находящимся в Винницкой области.

— Я понимаю, ваше выступление предназначено в первую очередь для средств массовой информации, у которых нет материалов на руках, им сложно сейчас оценить правдивость ваших высказываний. Это не более чем пиар с вашей стороны! — со смехом ответил Нараев.

Это он сказал зря, потому что среди журналистов были те, кто вник в тему еще в прошлый раз. Была и Анна Славина, которая как раз и раскопала ту бугско-винницкую оценку воздействия на окружающую среду.

— У нас министерство экологии и природных ресурсов, — напомнил Нараев. — С одной стороны, мы понимаем, что Крым должен быть экологически чистым, безопасным для проживания, в то же время стоит задача сделать Крым самодостаточным, а без развития минерально-сырьевой базы мы понимаем, что Крым самодостаточным не будет. Сегодня общественный резонанс можно вызвать и тем, что строительные материалы, которые могут быть добыты на территории Крыма и стоить в разы дешевле, чем завозные. А мы, учитывая мнение общественности, пойдем на то, чтобы запретить разработку всех карьеров? Так можно дойти до того, что Крым будет чистым, воздух будет чистым, мы будем гулять, но развивать Крым мы не сможем. С какой стороны будет больше общественного резонанса?

Далее министр рассказал, что он живет в Симферополе на проспекте Кирова:

— И мне не нравится, что выбросы автомобильных газов в атмосферу просто зашкаливают. Давайте выступим за то, чтобы закрыть проспект Кирова для проезда! Думаю, что это больше вреда приносит жителям и гостям Симферополя, чем тот вред, который будет причинен территории, где проживает 100-200 человек, в основном в летний период.

Нараев как вариант предложил сезонную работу карьера: пусть работает только осенью и зимой. И еще раз снял себя ответственность:

— Наше министерство выдает разрешения на недра. То, что над недрами, на поверхности — это функции других ведомств. Не мы принимаем решение о выделении земли…

Это интересное заявление, потому что по плану карьер будет иметь площадь 7 га и глубину 50 м, как и его оценка численности населения Коктебеля в сотню-другую человек.

Мы хотели закончить эту историю ехидным замечанием о том, что крымские министры не могут выработать единую точку зрения, ведь на днях Николай Коряжкин уверял: «Мы не хотим копать новые карьеры, хотя Крыму не хватает песка и щебня». Но потом пришла новость о том, что Коряжкин оставил пост министра экономического развития Крыма. Значит ли это, что депутат Мардоян и карьерная партия оказались сильнее?

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Копируем Турцию

Ольга ФОМИНА

Возведено уже 200 опор Крымского моста

.

На Закарпатье варварски уничтожают легкие Европы

Оставить комментарий