Крымское Эхо
Экономика

Разногласия на суше и на «Море»

Разногласия на суше и на «Море»

ПОПЫТКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Симферопольский завод «Фиолент» — одно из немногих машиностроительных предприятий Крыма, которое более или менее стабильно работает с советских времен. Контрольный пакет его акций (50%+1) остаются у государства, это обеспечивает получение заводом гособоронзаказа. Но значительную часть объема выпускаемой продукции составляют электроинструменты, которые до введения санкций против Крыма продавались во многие страны мира.

О том, что происходит сейчас в промышленности Крыма в целом и на «Фиоленте» в частности, «Крымскому Эху» рассказывает его руководитель Александр Баталин (на фото).

Ситуация с промышленностью в Крыму достаточно непростая, говорит Баталин. По этому поводу недавно здесь проводил совещание заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин. Очень сложное положение на феодосийских (бывших оборонных) заводах, все они практически не работают. Совещание прошло жестко, глава республики Сергей Аксенов отстаивал интересы крымских предприятий. В протоколе Военно-промышленной комиссии РФ будет расписано — вплоть до поручений, — как загружать предприятия, прежде всего завод «Море».

— Мы вошли в Россию, где у всех крупных предприятий есть планы, — рассказывает Баталин. — Оборонная промышленность состоит из концернов. Там аккумулируется значительный научный потенциал, каждый концерн имеет свои большие институты, ведет свои разработки. Есть поручение правительства загрузить предприятия Крыма.

Но предприятия с материка представляют это так: они будут работать в том случае, если собственность будет в их руках и наши предприятия войдут в концерны. Тогда здесь появятся научные разработки. Но позиция руководства Крыма такова: вы сначала загрузите предприятие, дайте конкретную работу, а потом можно будет говорить о решении каких-то других вопросов, связанных с передачей имущества!

Как положительный пример он приводит керченский судостроительный завод «Залив», куда по договоренности с властями Крыма вошло зеленодольское предприятие (Татарстан). Остались определенные вопросы, но предприятие работает, туда возвращаются специалисты. Баталин надеется, что в течение этого года все крымские предприятия найдут деловых партнеров, установят контакты с коллегами из оборонпрома.

Говоря о своем заводе, Баталин сообщил:

 — Мы в этом году собираемся вложить в модернизацию нашего производства около одного миллиона долларов. Эти деньги не заемные, это заводские деньги, которые мы вкладываем в развитие. Это новое оборудование, на котором можно будет добиться точности, серийности, надежности.

«Фиолент» выпускает более 40 моделей электроинструмента, трансформаторов, электродвигателей, сотрудничает с Роскосмосом, производит системы корабельной автоматики: на Морском салоне этого года будет представлено пять новых изделий завода.

— Вы используете импортные комплектующие. Нет ли сложностей с их поставкой после введения санкций? — спрашиваем мы.

— Да, мы получали их из Словении, Франции, Германии, Японии, сейчас возникли трудности: Германия прекратила поставлять щетки, мы начали работать с российскими предприятиями, но у них, к сожалению, надежность более низкая, — сокрушается Баталин. — Ростовское предприятие взялось заменить коллекторы, которые мы раньше получали из Словении, но пока не очень успешно… Другие комплектующие (из Германии, Швеции, Швейцарии) мы пока покупаем в Москве, как они их получают — не знаю. Крупная французская фирма нас проинформировала, что не уходит из России — из России мало кто уходит… Этот переходный процесс не проходит для нас слишком болезненно, хотя, логистика, конечно мешает!

— А как сбыт? Вы продавали дрели за границу…

— Мы это приостановили. Но были и остаемся в своей нише — профессиональный электроинструмент. К сожалению, наше население покупало большей частью китайскую продукцию, теперь, из-за роста доллара, она подорожала, а мы остались почти в той же цене, но наш инструмент намного лучше, он соответствует таким маркам, как Makita, Bosch. В этот рынок войти непросто…

— Вы пробились, наконец, в местные торговые сети?

— Туда очень трудно попасть! Мы работаем в Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Перми, Казахстане, Азербайджане — а в симферопольский «Эпицентр» войти не можем! Отвечают: это бизнес! И требуют заплатить за вход в каждый магазин (чуть ли не по 10 тыс долларов), отдайте товар на 90 суток, деньги только в течение 90 суток, потом заплатите еще за рекламу…

— Как вы решаете проблему с инженерными кадрами?

— В Симферополе на инженеров не учат. Севастопольский технический университет — очень слабый, сейчас туда пришел новый ректор, может, что-то изменится. Подписали договор с Новочеркасским политехническим институтом. Такого оборудования, как на нашем заводе, нет ни у кого, поэтому нужно создавать инженерные площадки — университетская наука плюс наше оборудование, лаборатории — мы готовы вложить половину денег, чтобы вторую половину добавило Минобразования. Каждый год принимаем по 15-20 человек молодых инженеров, кроме оклада, полгода платим им подъемные. В группе по разработке новых изделий идет доплата — до 60%. Молодежи до 30 лет даем 2 000 руб на оплату жилья, обед на заводе стоит около 42 руб, пирожков выпекаем по 2 000 штук.

Процесс разработки и выпуска новых изделий не прост — ведь «Фиолент» стремится быть лучшим среди подобных предприятий

— На российском рынке очень жесткая конкуренция, — поясняет Александр Баталин. — Там двух-трех, а теперь пятилетнее планирование. Все предприятия находят себя в этих планах. Поэтому нельзя сказать, что нас там кто-то ждет. Спасибо нашему президенту, по его поручению Рогозин просто насильно затаскивает сюда представителей концернов, чтобы они загружали крымские предприятия.

— Национализации не боитесь?

— Ради бога! Здесь было столько делегаций, представителей концернов, с одним мы нашли общий язык. Мы друг друга хорошо знаем, работаем на одном поле, но он говорит: я же тебе не отдам свою научную разработку! Ты «под меня» ложись, если я буду тобой руководить, тогда получишь. Самые большие деньги дает наука, к счастью, у нас около двух третей — собственные разработки. А Сергей Валериевич Аксенов жестко ставит вопрос: сначала загрузите, потом будем говорить о передаче, смотреть, какая форма собственности будет. С фирмой, которая работает с заводом «Море», у них разговор пошел уже на повышенных тонах.

— Чье последнее слово в этом споре? Сергея Валериевича?

— Аксёнова, и оно было поддержано Дмитрием Рогозиным. О том, что надо идти по этому пути. И тут же были даны поручения компаниям — по пассажирским судам, сказали они, есть возможность загрузить завод «Море», строительством судов типа «метеор».

— На воздушной подушке?

— Нет, на крыльях. Воздушная подушка — это оборонный заказ, когда он будет, вопрос пока открытый. Вот такой был разговор.

В прошлом году, по словам директора, «Фиолент» прирастил производство более, чем на 15%, в этом году ожидается не менее 25%. По его словам, завод активно участвует в программе импортозамещения: уже разработаны изделия, которые будут поставлены для проведения сравнительных испытаний с зарубежными аналогами.

 

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

В федеральном бюджете потребности Крыма учтены максимально

.

Эскиз украинского бюджета на долгую войну не рассчитан

В аэропорту Симферополь стало безопаснее

.

Оставить комментарий