Крымское Эхо
Экономика

Варварская мелиорация

Варварская мелиорация

ДОЖДИК, ДОЖДИК, ПУЩЕ!

В Госкомводхозе Крыма состоялся круглый стол, участники которого должны были обсудить проект закона Крыма «О мелиорации». Но разговор о водной обстановке в республике принял более общий характер и высветил некоторые проблемы, о которых до сих пор при журналистах не говорили.

Напомним ключевые моменты. В 1990-х годах в Крыму орошалось 400 тысяч гектаров сельхозугодий. При Украине эта площадь снизилась до 140 тысяч. Если русло Северо-Крымского канала и узловые насосные станции поддерживались в рабочем состоянии, то внутрихозяйственные сети были просто разграблены, трубы сданы в металлолом. Часть днепровской воды терялась по пути следования, просто уходила в землю, больше половины подаваемой по каналу воды предназначалось для выращивания риса.

С прошлого года Украина перекрыла воду в канале, рис в Крыму больше не выращивают — не верьте ценникам на рынке. В этом году поливными остались только 17 тысяч га. Но вода в больших количествах необходима еще и химическим предприятиям севера Крыма, они пробили скважины. О последствиях этого (состоянии колодцев соседних сел) Минприроды пока говорит осторожно.

Стало ясно, что альтернативы каналу на полуострове нет, но возобновление подачи воды является предметом межгосударственный отношений, а они пока не достигнуты. Один из участников круглого стола в Госкомводхозе возмущался: почему по электричеству с Украиной смогли договориться, а по воде — нет? Разве соседнему государству не нужны деньги? Называлась рыночная стоимость воды — Турция продает ее Израилю по полдоллара за кубометр.

Одним из значительных достижений нынешнего крымского правительства считается благополучная водная ситуация в Феодосии и на Керченском полуострове. Для достижения этой цели осуществили смелое инженерное решение. В водохранилища восточного Крыма, куда раньше поступала днепровская вода, пустили воду Тайганского и Белогорского водохранилищ — по руслу реки Биюк-Карасу и далее — по пустому Северо-Крымскому каналу. По мере того, как с помощью военных пробурили скважины и обустроили в центральной части Крыма два водозабора — Нежинский и Просторненский — их воду тоже направили в русло канала. Сейчас оттуда ежедневно поступает 50 тыс, предполагается, что до конца года заработает и Новогригорьевский водозабор.

Так журналистам докладывали чиновники — так, со ссылкой на источники информации, пресса рассказывала своим читателям и слушателям. Сегодня оказалось, что эту активную водохозяйственную деятельность одобряют отнюдь не все специалисты: мелиораторы и экологи.

Михаил Наконечный, начальник управления эксплуатации каналов и мелиоративных систем Госкомводхоза напомнил о том, что скважины в степной части Крыма (их пробурили более 2,5 тыс) бездумно и неграмотно эксплуатировались с 1970-х годов. В результате отбор воды намного превысил естественный приток, уровень пресных водоносных горизонтов стал снижаться. Образовались воронки, которые стали заполняться минерализованной водой из смежных соленых горизонтов. В Первомайском районе «питьевая» вода содержит минеральных солей до 9,9 г/л, при максимальной норме 1 г/л. Воду, не соответствующую стандартам, пьют и в Красноперекопском, и во многих селах Сакского района.

— То есть в вопросах использования подземных вод, вопросах формирования баланса нужно учитывать разумность и достаточность, интересы всех! — резюмирует Наконечный.

Председатель Общественного совета при Государственном комитете по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым Валерий Ляшевский, соавтор обсуждаемого закона, был в своих суждениях еще резче.

Он обвинил прессу в распространении информации о том, что Крым полностью обеспечен водой. Но при этом, по его мнению, замалчивается факт того, что вода из подземных источников переправляется по Северо-Крымскому каналу «варварским способом».

— Мы забираем чистую воду из подземных хранилищ и сбрасываем ее в открытое русло Северо-Крымского канала, в земляное русло большей частью, где люди, животные, птицы загрязняют ее. А потом эта вода поступает на очистные сооружения и после этого подается потребителю. Я считаю это недопустимым, такие меры могут быть только краткосрочными мероприятиями, но никак не долгосрочными.

Присутствующие согласились с ним: драгоценную для Крыма воду можно подавать только по чистому водопроводу: в сухом Израиле к воде относятся как к драгоценности, водопровод там охраняется войсками. О варварском отношении к воде в Крыму пресса должна, по их мнению, настойчиво говорить.

Кроме того, перекачивая воду из степного Крыма в города, мы лишаем сельских жителей всяких перспектив: за несколько лет эта часть полуострова превратится в ковыльную степь! Ведь такое количество осадков, какое было этой весной, выпадает раз в 30 лет, мы не можем рассчитывать только на это…

Прозвучало предложение пополнять Межгорное водохранилище водой Михайловского озера. Не беремся судить, хороша ли такая идея — не знаем, как наполняется это пресное озеро и не засолит ли его в таком случае соседнее Сакское.

Ляшевский предложил рассмотреть вариант перевозки воды автоцистернами:

— Колоссальные потери! Надо искать другие способы для транспортировки воды: автоцистернами или железнодорожными цистернами — и раздавать её непосредственно людям. У нас есть населенные пункты, в которых практикуется привоз воды…

А ответственность за превышение лимитов надо четко прописать в обсуждаемом законе. В нем забыли упомянуть о сточных водах, о той воде, что бесконтрольно льется из термальных скважин, заболачивая большие территории.

С определением «варварский способ» согласился и представитель Нижнегорского района: по пути следования воды по руслу канала теряется очень много. Она испаряется, заболачивает почву: «И фермер не может использовать эту воду, и пользы она не приносит!».

Экологов представлял председатель Общественного Совета при Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым Андрей Артов. Ему при чтении проекта закона «О мелиорации» бросилось в глаза отсутствие такого аспекта, как охрана окружающей среды.

— Сельхозземли граничат с природными экосистемами, поэтому любая мелиорация должна учитывать последствия воздействия. По логике, на природных охраняемых территориях никакой мелиорации не должно быть вообще. Это же касается животного мира, его охрана тоже должна быть обеспечена.

Здесь же мы услышали новое для себя слово «фитомелиорация». Оказывается, это высадка растений, создание лесо- и защитных полос. Деревья задержат снег, дадут дополнительную влагу.

Мы поняли, что с водой в Крыму не все так хорошо, как нам рассказывают чиновники-оптимисты. Их сторону на круглом столе представлял заместитель председателя Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Крыма Владимир Лысенко. Он уверен: перспектива роста орошаемых площадей в Крыму есть: «Мы можем дойти до орошения 100 тысяч гектаров без Северо-Крымского канала — за счет подземных запасов, наших рек и так далее. Но это в течение определённого времени, примерно трех лет».

Будем просить у неба осеннее-зимних осадков — что нам остается…

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Выжил при Украине, продолжает развиваться при России

Госкомцен Крыма пересмотрел стоимость услуг Крымского ЕИРЦ

.

Режим энергосбережения. Вести из Совмина

.

Оставить комментарий