Крымское Эхо
Общество

Бахчисарай, Кырк-Ёр, Салачик..?

Бахчисарай, Кырк-Ёр, Салачик..?

ТАК ЛИ УЖ БЕЗУПРЕЧНО РЕШЕНИЕ ПЫТАТЬСЯ ВОЗВРАЩАТЬ СТАРЫЕ НАЗВАНИЯ

Прочитал сообщение от наших крымских властей: «Крымская правительственная комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий утвердила перечень исторических названий населенных пунктов и географических объектов полуострова… разработанный …на архивных документах… перечень содержит исторические названия 335 сельских советов и 1059 других населённых пунктов, существовавших в 1945 году на момент депортации народов, проживавших на территории полуострова».

Прочитал и задумался: а почему только татарские названия? Судя по депутатам, которые сегодня заседают в Госсовете республики от Русской общины С. Цекова, они когда-то были другого мнения. Вот моя статья на официальном сайте Русской общины Крыма «Топонимика – язык Земли» [1], которая почему-то стоит там и сегодня… Так что же, сегодня они думают так — а завтра будут думать иначе? Как когда-то говорил мой друг о бессмысленности дискуссии с некоторыми представителями фауны, «визгу много – шерсти мало», то я и буду писать только по теме, без споров и эмоций.

 Начну с Бахчисарая. Как известно, имя столицы бывшего Крымского Юрта* сохранилось на карте Тавриды после 1944 года только благодаря поэме А.С Пушкина. Но Александр Сергеевич был не историк, а поэт, поэтому простим ему некоторое увлечение «восточной экзотикой и негой». Просто рассмотрим, как теперь именовать бывшую столицу людокрадов Восточной Европы.

Как известно, нынешний Бахчисарай имеет такую планировку:

цветной заливкой обозначены современные кварталы, расположенные на месте древних поселений;

cерая заливка означает новые кварталы, стоящие вне исторических зон застройки

В долине Чурук-Су существовало несколько поселений-спутников и предшественников Бахчисарая. В эпоху Крымского ханства эти поселения были известны под такими названиями:

Кырк-Ёр (ныне эту древнюю крепость на скальном мысе называют Чуфут-Кале);

— Салачик (участок долины реки Чурук-Су, прилегающий к подножию Чуфут-Кале);

— Эски-Юрт (район, где река Чурук-Су выходит из узкого ущелья в просторную межгорную низину).

Эти поселения, возникшие задолго до основания Бахчисарая, в разные исторические периоды поочередно играли роль столиц либо значимых центров для тех государственных образований, которые в различные исторические эпохи возникали в Юго-Западном Крыму.

В настоящее время Кырк-Ер, Салачик и Эски-Юрт входят в черту Бахчисарая, слившись в единый город. Карта говорит не всё, в ней не указаны некоторые мелочи, а дьявол, как известно, таится в мелочах. Вот мы и рассмотрим по порядку эти мелочи, то есть всех предшественников Бахчисарая.

Чуфут Кале

Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует.

Население города в этот период состояло в основном из алан. В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды.

Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы, и, к моменту образования Крымского Ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города.

Кырк-Ёр был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Гирея. После основания при Менгли I Гирее Бахчисарая ханская столица была перенесена туда… После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города.

Салачик — историческое название Староселья, населенного пункта (ныне упразднённого) в предместье Бахчисарая, точнее, западной части ущелья Мерьям-Дере.

Эски-Юрт – более старое поселение, чем поглотивший его ныне Бахчисарай. Он настолько старше ханской столицы, что давно позабыто даже его первоначальное имя. Ведь свое название («старое становище» или «старая ставка) селение могло получить лишь после того, как в XVI веке была основана «новая ставка» – то есть, ханский дворец в Бахчисарае. А вот как поселок назывался до того, как стать «старым», сведений не сохранилось. Археологи выяснили, что расцвет этого городка относился к XIV – началу XV столетий, то есть ко временам Золотой Орды.

Бахчисарай, основанный в 1532 году, в середине XVII века состоял из 2000 домов, примерно треть из которых принадлежала грекам. В 1736 году город был полностью сожжён российской армией под командованием Христофора Миниха. Сохранившиеся до сегодняшнего дня постройки ханского дворца были сооружены в ходе восстановления города в 1740-е — 1750-е годы. В 1794 году (через 11 лет после вхождения Крыма в состав Российской империи) в Бахчисарае было 5 мельниц, 20 пекарен, 13 кожевенных мастерских, 6 кузниц, портняжные, башмачные и оружейные мастерские, 2 винных ряда (грузинский и молдавский), многочисленные торговые дома и лавки, 17 караван-сараев для приезжих.

Несмотря на то, что все названия татарские, как будто до их прихода в Тавриду никаких других племён и народов не было, посмотрим на исключение из правил.

Это исключение — пещерный монастырь находится около Бахчисарая в ущелье Марьям-Даре, что в переводе с татарского (ущелье Святой Марии). На его дне расположены остатки средневекового поселения Салачик и татарские постройки XVI века. Точных данных о времени его возникновения, однако, нет.

Большинство учёных считает, что он был основан предположительно в конце VIII — начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели — монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г. Тут они селились в горах, создавая пещерные монастыри, одним из которых и был Свято-Успенский. После захвата полуострова золотоордынцами многие монастыри прекратили свое существование. Успенский сохранился и с конца XV века становится резиденцией митрополита и центром православия в Тавриде.

 Как догадывается читатель, в Средневековье около монастырей селились люди, которые основывали населённые пункты; могло быть и наоборот. Несколько веков назад под Бахчисараем существовало греческое селение Мариам, Мариум, Марьино, Мариям, Мариамполь, Мариямполь, Марианополь. В различных источниках имеются вышеназванные варианты названия одного и того же селения в конкретном ущелье, что в переводе означает «селение Божье Матери Марии».

 Успенский монастырь появился рядом с греческим селением Мариамполь, о чем свидетельствует легенда о чудесном явлении в день Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по старому стилю) её нерукотворной иконы в скале Мариампольского ущелья. В связи с чем икона получила название Мариампольская Божья Матерь (по аналогии с Казанской Владимирской и пр.).

Получается, что до Салачика в ущелье уже жили люди другой веры и языка, а значит, и основание Бахчисарая надо датировать древней христианской эпохой, когда об исламе в Тавриде даже не подозревали и город надо переименовать в Мариамполь.

_______________

* — государство крымских татар, существовавшее с 1441 по 1475 как независимое ханство, с 1476 по 1771годы, как вассал Оттоманской империи, с 1771 по 1783 годы независимость под гарантии Российской империи. Самоназвание — Крымский юрт (тат. КъырымЮрту,قريميورتى‎).

Использованные источники:

[1] — http://www.ruscrimea.ru/news.php?point=852

[2] — http://poluostrov-krym.com/goroda/bahchisaray/istoriya-bahchisaraya.html

[3] — https://ru.wikipedia.org/wiki/Чуфут-Кале

[4] http://avdet.org/node/10912

[5] — https://ru.wikipedia.org/wiki/Бахчисарай

[6] — http://drevo-info.ru/articles/4261.html

[7] — http://old-mariupol.com.ua/mariupol-mariampol/

Материалы по истории Успенского монастыря взяты со страниц: http://orthodox.sf.ukrtel.net/monastyr/bum1-beg.htm , http://orthodox.sf.ukrtel.net/monastyr/bum2.htm

http://www.taday.ru/text/126302.html

От редакции: Наш автор поднимает очень важную тему — Крым всегда был привлекателен за свой в том числе и топонимический колорит. Прошумевшие над полуостровом века оставили не только приятные воспоминания, в том числе и в топонимике, и многие современные названия действительно нуждаются в смене.

Как это делать? Какие обязательно нужно изменить, а каким выписать охранную грамоту на веки вечные? Если брать историческое название, на каком из них останавливаться — полуостров был населен много веков, здесь жили разные народы, одно и то же место называлось в разное время и на разных языках совершенно по-разному…

 Насколько нам стало понятно из сообщения о списке старых названий более чем тысячи населенных пунктов, власти предложили крымчанам всего лишь облегчить поиск предыдущих имен, ежели у их жителей возникнет желание отказаться от современных наименований. Если нам не изменяет память, закон требует, чтобы решение о переименовании принималось исключительно на референдуме (или сходе граждан в небольших поселениях). Пока же власть в лице вице-премьера Руслана Бальбека объясняет, что те, кто имеет зуд к переименованию, может оплатить новые таблички, на которых будет указано историческое имя города или поселка. Такая практика уже есть в Симферополе — например, ул.Р.Люксембург в скобках на домовых табличках именуется Александра Невского.

Но вопрос открыт…

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 2.3 / 5. Людей оценило: 3

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

В Симферополе будет лучший олимпийский бассейн

Степан ВОЛОШКО

Клиентам «Армагеддонбанка»

Бывший всушник-калека: Я голосовал за эту зеленую гниду

Оставить комментарий