Крымское Эхо
Крым

Кадры. Республику встряхнуло…

Кадры. Республику встряхнуло…

Этого ждали, это должно было случиться. Несколько летних дней подряд крымского обывателя огорошивали новостями о задержании одного министра, снятии другого, предъявлении обвинений третьему… А тут еще нужно учесть, что не далее как месяц назад поменяли на переправе «коня» — министра курортов и туризма да только что отстранили от должности «до выяснений» министра имущественных и земельных отношений. На какой-то странной взятке попался глава крымских налоговиков…

А еще нужно вспомнить начальника крымской железной дороги, на которого еще в украинские времена завели уголовное дело, потом отпустили, а во времена российские его подобрали, обогрели… а потом все равно с треском выгнали. Или министра транспорта, которого как-то странно перевели в советники премьера, а потом и уголовное дело завели.

Система, однако! А дальше события помчались галопом: на заседании правительства во вторник Сергей Аксенов неожиданно для многих заявил, что по отношению к Андрею Скрыннику следователи ФСБ серьезно ошиблись и вообще он создает комиссию, которая будет защищать чиновников от «необоснованных» наездов правоохранителей. Правда, сообщение о создании сей комиссии как-то быстро исчезло с сайта Совмина…

Попробуем разобраться, можно ли такой скандалёзы было избежать.

Сразу скажем: вряд ли.

Республику долго, все 23 украинских года, подводили к тому, чтобы ее кадровый потенциал свести к нулю. С каждым новым составом правительства все меньше в нем становилось профи, все больше «решал». С их помощью быстро оказалось, что все вкусные участки южнобережной земли — главное богатство этих краев — оказались в руках даже не столько украинских олигархов, сколько украинских чиновников, включая всех президентов и премьер-министров.

А после известного нашествия «македонцев» — так крымчане прозвали команду ныне покойного Василия Джарты, выходца из донецкой Макеевки, которого Виктор Янукович назначил в Крым премьером и который привез с собой всю команду на замещение местных кадров, вплоть до директора городского кладбища, о крымской управленческой элите осталось только забыть. Ее просто вытоптали.

Крым чах на глазах, медленно погружаясь в пучину маргинеса и нищеты. Может, и это было одной из главных причин столь единодушного голосования крымчан на референдуме в прошлом году. Крым отказался иметь власть, которая приходит к руководству республикой только для набивания собственных карманов.

А дальше… Представьте на минутку себя на месте Сергея Аксенова: вам в руки дают республику и говорят — работай! Аксенов, конечно, человек решительный, в бой, в том числе и кулачный, идти готов — но он ни разу не руководил ни серьезным предприятием, ни городом или даже селом. У него был свой бизнес — но далеко не крупный. У него была своя партия — но маленькая, не позволившая закрыть все враз образовавшиеся вакансии.

Два десятка министерств, одно другого серьезнее, два миллиона душ за плечами… Где людей взять? Судя по списку, брали всех. Центральная власть разрешала: раз человек-отвечающий-за-всё говрит: он справится, он мне нужен, — кто ж возражать будет? Так во власть попала большая часть местной Партии регионов, в мгновение ока ставшей Единой Россией.

Но и это было бы даже не полбедой: известно, что и ПР местного разлива была все же не той, что властвовала в Киеве, в конце концов, состояла она из крымчан. Беда была в другом: далеко не все успели сообразить, что, поменяв паспорт и даже членский билет, ты реально перешел в другой мир. Это в том мире власть была тождественна кормушке — а здесь тебе не «там».

Вот так и получилось, что, во-первых, в Республике Крым нет своей политической и управленческой элиты и, во-вторых, у власти сегодня оказались практически все те, кто работал там до референдума. И это последнее обстоятельство очень огорчает жителей полуострова. Поэтому они и ждали таких вот событий, о которых мы сказали вначале.

Аксенов показал характер — выдержал год с теми, кто ему достался, кого он сам пригласил на работу. Хотя еще летом прошлого года из Совмина вылетел его первый зам Рустам Темиргалиев — причины отставки так и остались для широкой публики неизвестными. Сначала Аксенов обвинил его чуть ли не в воровстве и в том, что он позволяет себе выносить на публику разговоры, ведущиеся в кабинетах, потом оба гиганта (в прямом и переносном смыслах) расшаркались друг перед другом прямо на сессии Госсовета, однако в конце концов Темиргалиев все равно ушел.

Тут не нужно забывать, что Крым сегодня представляет большой интерес для амбициозных людей с материковой части: здесь одним можно быстро стать заметными, а другим — быстрее остальных сориентироваться в бизнес-конъюнктуре. Кое-кто из приехавших, поработав на вторых ролях при здешних министрах, уже оказались отставленными, кое-кто задержался на весьма высоких и ответственных должностях.

Кроме того, республику опекают и в Администрации президента, и в Правительстве — легко догадаться, что эта опека заключается отнюдь не только в перечислении денег в пустую крымскую казну; наверняка с главой республики идут разговоры и о кадровых вопросах, хотя — это уже известно — Аксенов волен в своих решениях и чаще всего, по слухам, на все замечания о «неправильном поведении» того или иного кадра упрямо отвечает: мол, это моя команда, я своих не сдаю, разберусь сам.

В некоторых федеральных СМИ возникла идея, что все эти отставки-задержания — отголоски борьбы между представителем президента Олегом Белавенцевым и вице-премьером Дмитрием Козаком. Якобы результатом этой борьбы будет ликвидация министерства по делам Крыма под руководством Олега Савельева — мол, мавр сделал свое дело. Как одну из версий, конечно, принять можно, но не более — кадровый вопрос, как известно, самый закрытый из всех. Но показательно, что Савельев, старательно до того избегавший журналистов, вдруг проявился и на крымском телевидении, и в правительственной «Крымской газете», и в информагентствах с большим интервью под знаковым заголовком «Коррупция считается уже неприличной».

Но как понимать эскападу Аксенова на заседании Совмина? Это претензия к работе тех, кто задерживал министров, к которым есть претензии? К ФСБ? До сих пор Крым такого не видывал…

Нет, Аксенов не отказывается от борьбы с коррупцией, «но наши чиновники такие же граждане, и никто не будет наших чиновников делать жертвами: все, кто честно работает, могут рассчитывать на мою личную защиту и поддержку». А его заявление о том, что он уже обсудил эту ситуацию по телефону с Владимиром Путиным и директором ФСБ РФ Александром Бортниковым, вообще может привести к когнитивному диссонансу: если антикоррупционные задержания согласованы с верхами (а должность министра вполне достойна такого согласования), то почему первые лица пошли на попятную?

Чуть позже появилось заявление, в котором Аксенов сказал, что знает, «кому мы наступили на хвост, здесь работает большая группа, у которой в обороте большие денежные средства и реализация ее подходит к концу. Ищут разных товарищей, готовых на то, чтобы профинансировать определенную работу, и, соответственно, спровоцировать должностных лиц Республики Крым». А это явно толстый намек не на диверсионно-разведывательную группу из Киева, а некую команду из Москвы!

Напомним, Аксенова поддержал и председатель Госсовета Владимир Константинов: «Команда, которая сейчас работает, она реально самая чистая и честная из всех, которые я в своей жизни видел в Крыму. Я отвечаю за это своей головой».

Эта же тема — защиты местных кадров — возникла и на внеочередной сессии госсовета в среду; при депутатах высказались Сергей Шувайников и опять же Константинов: слова другие, но смысл тот же.

В московских СМИ появилось язвительное: мол, Аксенов слишком о себе возомнил, решил, что неприкасаемый. РБК-Украина и вовсе пошла дальше: мол, дело идет к ликвидации Крымского федерального округа. А последние сутки местные интернет-издания захлебывались в пересказывании «сенсации» — дескать, Аксенова срочно вызвали в Кремль, сейчас ему покажут, где зимуют раки…

Ну, во-первых, глава республики в Москву летает часто, и нынешний его полет может быть абсолютно не связан с событиями на неделе. Во-вторых, если бы было что серьезное, уже бы в прессу просочилось. Может, и был какой разговор, но о его результатах мы узнаем спустя некоторое время, не сейчас. И даже можем совсем не догадаться, что какие-то события будут связаны между собой.

Эта ситуация с «открытой датой», за ней остается только следить. На сегодня дано: огромные сложности переходного периода; слом всей системы экономики и схем взаимодействия; слабые кадры; заявленная решимость главы республики вытащить Крым из экономической ямы; интерес к полуострову со стороны многих, порой разнополярных и даже не всегда дружественных, сил; невероятно большое желание крымчан жить, «как большинство россиян», и посему готовых помогать изо всех сил; огромное внимание и поддержка первых лиц России. Следует доказать: все эти и многие еще неназванные условия можно и нужно преодолеть.

То, что преодолеют, сомнений не вызывает: деваться просто некуда, за нами Москва. Вопрос, как, когда и какой ценой…

Но одно можно сказать наверняка: тот, кто ждет, что Владимир Путин расстанется с Аксеновым, явно ошибаются: главе республики еще пахать и пахать…

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Явление дивы народу

Злые строки о «безымянном» депутате

Истерика по поводу Крыма в Европе заканчивается

Оставить комментарий