Крымское Эхо
Новороссия

Потрепанные надежды

Потрепанные надежды

До наступления будущего, 2019, года еще больше двух месяцев, но и сейчас уже понятно, чего хотели бы дождаться от него в Москве. В российской столице не перестают возлагать определенные надежды на то, что на бывшей Украине в следующем году должны состояться президентские и парламентские выборы. Президента, если ничего не поменяется, будут избирать 31 марта, Верховную Раду — в октябре.

Тогда с киевской властью, авось, она в самом деле хоть как-то поменяется, может быть, и выйдет договориться о чем-нибудь.

Видно, этой причине исполняющим обязанности главы Донецкой Народной Республики стал не кто-то другой, а Денис Пушилин. И также, вполне вероятно, что это он 11 ноября будет избран на пост полноправного действующего главы ДНР.

Денис Пушилин — человек штатский, никогда не носивший военную форму и не бравший в руки оружие. Не в последнюю очередь поэтому Пушилин был и полномочным представителем республики на переговорах в Минске. В этом также присутствует намеренный посыл Киеву: вот вам еще один шанс договориться. Если Москва считает, что наиболее верный путь к решению конфликта на Донбассе мирным путем — это прямые переговоры между киевской властью и двумя республиками, то из всех возможных переговорщиков со стороны Донбасса Пушилин — фигура, более приемлемая, нежели другие. Потому его и выдвигают на первый план.

По Минским договоренностям, Донбасс, как известно, признается территорией Украины. Это и официальная позиция России, которая, несмотря ни на что, остается без изменений.

Почему это так? Ответ на такой вопрос, видимо, к одному какому-то обстоятельству не сводится.

Иногда приходит на ум крамольное объяснение затягивания военного конфликта. Россия не хочет забирать Донбасс к себе по той причине, что он действительно не русский, или не вполне таков. И в этом своя истина есть.

Не знаю, кто и когда заметил, да еще в рифму:

Не Украина ты, и не Русь,

Ох, боюсь тебя, Донбасс, ох боюсь!

Подмечено, скорей всего, довольно давно и по-своему верно.

Эти строчки процитировал, приехав как-то в Донецк, Иван Абоимов, посол Российской Федерации на Украине в 1999-2001 годах. Было это, кажется, в 2000 году. Абоимова на должности российского посла в Киеве сменил Виктор Черномырдин.

Угольно-металлургический Донбасс еще в дореволюционной России сформировался как многонациональный регион. Многонациональность Донецкого бассейна еще более усилилась в советский период истории. К 1991 году население Донбасса состояло из представителей боле чем 130 национальностей. В этом плане регион был таким себе Советским Союзом, презентованным двумя областями.

Конечно, не подлежит сомнению, что абсолютное большинство людей Донбасса говорят и думают на русском языке и в плане культурной принадлежности относятся к русской, или шире — общероссийской культуре. Но при всем этом человек с Донбасса не ассоциируется и не относит самого себя к понятию «русский» с заведомой однозначностью, которая является естественной для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Курска, Самары и любых других собственно русских земель и краев.

Дело тут в том, что в приложении к Донбассу понятие «русский» становится, как ни странно, узким, не выражающим всю суть, а также исторические роль и место региона.

Кстати говоря, что-то похожее можно сказать и о Крыме, также учитывая специфику его истории, национального состава населения и положения на политической карте страны, к которой полуостров снова теперь принадлежит, и всего мира.

Промышленный, интернациональный по составу населения регион представлял страну, основывающуюся на наднациональной и даже вненациональной идее. Именно с такой идеей связаны формирование и последующая жизнь края, где национальная так же, как и языковая, принадлежность никогда не была главной отличительной чертой любого проживающего здесь человека.

Так или иначе, но и Россия, существовавшая до революции 1917 года, и ее исторический преемник — Советский Союз оставались крепкими и способными к внутреннему развитию, пока оставалась жизнеспособной, объединяющая и вдохновляющая их наднациональная идеология.

И эту историческую, обусловленную многими причинами, закономерность Донбасс воспроизводит на всем пути своего существования и развития.

А современная Российская Федерация, о чем немало уже сказано внутри ее самой, наднациональный и вненациональный смысл своего существования так и не выработала. Поэтому и боится Донбасса, так как он одним фактом своего существования ставит пред Россией вопросы, ответов на которые пока нет.

Чтобы от всего этого отгородиться, в Москве, что, правда, больше связано не с президентскими, а парламентскими выборами на бывшей Украине, делают ставку на партию единого доходного предприятия. В роли такой сборной солянки может выступить вероятная коалиция «Оппозиционного блока», партии «За життя» — по-русски «За жизнь», возглавляемая Виктором Медведчуком, партия «Вiдродження» — «Возрождение» и еще некоторые группы и объединения помельче.

Среди этих партий и партиек хватает обломков и эпигонов Партии регионов, которая в самом деле представляла Украину только единой. Потому что только так из довольно-таки немалой и богатой территории можно было извлекать не абы какой доход. И как было бы распрекрасно, если бы эти блаженные времена вернулись! Вот туда, в единое доходное предприятие, прямая дорога и Донбассу, чтобы он одним своим присутствием не ставил нелицеприятные вопросы.

Недаром, наверное, вброшена и та версия, что с пуском газового трубопровода «Северный поток-2» бывшая Украина станет России ненужной, из-за чего отпадет необходимость и в рычагах давления на Киев в виде ДНР и ЛНР. Тогда и можно Донбасс обратно, в «единое доходное предприятие», чего так хотят уже видно кто.

А пока для России первым по значимости военным конфликтом остается Сирия. Ей уделяется больше всего внимания и сил. Что касается вещей общего стратегического порядка, то из них для Москвы самое важное направление — восточное, это среди прочего подтвердил и визит Владимира Путина в Индию.

С бывшей Украиной в высшем российском руководстве снова решили подождать. И хотя все такие ожидания и надежды уже изрядно потрепаны временем и разочарованиями, все равно из Москвы собираются поглядеть, каким итогом обернутся выборы президента и Верховной Рады. И только потом будут гадать, что нужно с этим делать или можно ли что-то поделать вообще.

Но до того в обеих республиках Донбасса с управлением и прочими делами все должно обстоять спокойно, предсказуемо и управляемо.

К примирительным реверансам в адрес Киева можно отнести и переименование армии ДНР в Народную милицию республики. Такое «наполовину штатское» название вооруженных сил противника, по мысли деятелей определенного толка, также должно подталкивать киевскую власть к соображению, что происходящее на Донбассе — всего лишь затянувшееся недоразумение, которое можно и нужно кончать.

Ситуация в чем-то напоминает весну 2014 года — только в толковании официальной российской политики. Тогда решающий расчет связали с тем, что надо признать назначенные на бывшей Украине президентские выборы с тем, чтобы дальше представлять победившего на них Петра Порошенко политиком, выступающим за мир, в противовес, конечно, влиятельной в Киеве «партии войны».

Киевская власть за всеми этими ухищрениями также следит, но, как и всегда, старается обернуть выжидания Москвы к собственной выгоде.

Боевые действия против Донбасса продолжают идти в вялотекущем режиме, война опять не столько ведется, сколько изображается, что, однако, ничуть не отменяет случаи гибели и ранения людей, и наряду с этим авансированное время используется для военных приготовлений в ближнем и более отдаленном тылу.

К таким приготовлениям относятся укрепление базы военно-морских сил бывшей Украины на Азовском море, а также совместные маневры с воинскими контингентами США и НАТО. Вроде тех же авиационных учений «Чистое небо», проведенных на текущей неделе над западной половиной территории, подконтрольной Киеву.

И вообще, несмотря на некоторые досадные для нее моменты в военном сотрудничестве, киевская власть на помощь Запада в этом вопросе надеется всерьез. А Вашингтон и штаб-квартира Североатлантического альянса киевскую власть не больно-то разочаровывают.

Конфликт, развязанный киевской властью против Донбасса, с самого начала не был межнациональным, точно так же к нему не подходит и определение гражданской войны, хотя некоторые признаки и одного, и другого в этой кровопролитной истории при желании усмотреть можно.

В действительности же война украинского национализма против Донбасса — конфликт идеологический, возникший в результате несовместимости двух антагонистических мировоззрений, и разделяющая противостоящие стороны линия фронта тут мало совпадает с этническими границами. Хотя киевская власть, выстраивающая этнократическое государство, стремится усилить в этой гибридной войне именно межнациональную составляющую.

Вместе с тем Киев так же вполне серьезно рассчитывает и на другой резерв.

Революция 1917 года как выражение и реализация идей и целей определенного мировоззрения была, кроме прочего, и началом кульминации того, что принято считать либеральной демократией.

Полностью кульминация осуществилась в ходе осуществления, возникшего в результате победы одной из самых масштабных и последовательных революций — советского проекта.

Но после достижения кульминационной точки в любом явлении наступает нисходящая фаза, проявляющаяся как самоисчерпание той или иной идеи. И в этом смысле советский период истории завершал не только самого себя, но и всю эру Просвещения, или Модерна.

Вследствие завершения этой эры, что в принципе произошло в конце 80-х – начале 90-х годов 20-го века, в умах многих людей, и не только живших тогда, но и появившихся на свет позже, поселилась опустошенность, сопровождаемая также распадом и дезориентацией социального и исторического сознания.

Но поскольку природа не терпит пустоты и свято место пусто не бывает, человеческие головы оказались забитыми взглядами и представлениями, являющимися по сути и в соответствии с закономерностями альтернативного чередования индивидуальных и общих картин миропонимания, противостоящей противоположностью идеям и принципам Просвещения и Модернизации общества и человека. А превалирующая в общественном сознании идея сейчас именно, такова.

Поэтому и фашизм выступает сейчас под видом демократии, даже антифашизма. Современные фашисты называют националистами, разжигателями межнациональной вражды и следовательно фашистами тех, кто им противостоит.

Вот и спрашивайте после этого, почему по крышам каких-нибудь Зайцево и Коминтерново или по Петровскому району Донецка, где только за одни сутки 9 октября огнем неприятеля были повреждены три жилых дома и здание школы № 116, спокойно стреляют люди с чисто русскими именами и фамилиями и разговаривающие по-украински не лучше, чем на «тройку».

И тот факт, что существующее положение изменить не получится еще долго, 10 октября признал и российский сенатор Алексей Пушков, когда выступал на «круглом столе», организованном по проблеме Донбасса Европейским парламентом.

Вывод, сделанный Пушковым из создавшейся обстановки, сводится к тому, что власть, действующая в Киеве на сегодняшний день, «Минск-2» не выполняет и делать этого не хочет и вообще не желает идти с Донбассом ни на какую «мировую». А если даже допустить, что власть в Киеве поменяется в будущем году в результате выборов, то и у нее никак не выйдет так сразу развернуть ситуацию в сторону мирных договоренностей.

По словам Алексея Пушкова, о каких-либо сдвигах в позиции Киева придется забыть, как минимум, на год.

В общем, Москвой снова рекомендовано ждать и на что-то надеяться. Хотя, понятно, что за предстоящий год и без того потрепанные надежды обветшают еще больше.

Да и в принципе, конфликты, в которых задействованы мировоззрения и смыслы, переговорными посиделками не решаются…

Фото — politnavigator.net

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

Любое направление сейчас по-своему главное

Игорь СЫЧЁВ

Дым над Донецком и мешки в очереди

Игорь СЫЧЁВ

Украинские выборы. Безжалостные и беспощадные

Игорь СЫЧЁВ

Оставить комментарий