Крымское Эхо
Мир

«Синий» план

«Синий» план

СПРОВОЦИРУЮТ ЛИ ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ В США?

Американские выборы-2016 были отмечены необычайным насилием, направленным против сторонников республиканского кандидата Дональда Трампа. Пользуясь моральной поддержкой Белого дома, левые, мексиканские сепаратисты и черные экстремисты нападали на его сторонников. Для того чтобы сдержать эти банды, не делалось практически ничего, так что можно ожидать еще большего насилия, вплоть до нападения на избирательные участки.

Вряд ли погромщики остановятся на достигнутом. В свете высказываний сторонников Барака Обамы, оправдывающих недавние нападения на сотрудников полиции по всей стране, такое насилие не должно быть сюрпризом. Более того, они открыто призывают к восстанию, если Трамп победил на выборах. Как может развиваться такая ситуация?

В истории США был единственный случай, когда выборы президента спровоцировали гражданскую войну. Это произошло, когда республиканец Авраам Линкольн победил на выборах 1860 года. В ответ на это семь южных штатов объявили в феврале 1861 года сецессию и сформировали Конфедеративные Штаты Америки (КША). Открытые военные действия начались в апреле 1861 года, после того, как вооруженные формирования Южной Каролины обстреляли и захватили форт Самтер.

Когда президент Линкольн начал мобилизацию армии, еще четыре южных штатов отделились и присоединились к Конфедерации[1]. «Война между штатами» длилась четыре года и в конечном итоге закончилась победой северян.

Хотя Север и Юг решительно не сходились по таким вопросам, как налоги, права штатов или отмена рабства, они не спорили о формах правления: Конституция КША была идентична Конституции Соединенных Штатов практически во всех отношениях. Северяне и южане почитали одинаковых национальных героев, таких как Патрик Генри и Джордж Вашингтон. Эти общие убеждения и герои в конечном итоге сделали возможным примирение после того, как в 1865 году война закончилась.

Сегодня ситуация значительно отличается. В то время как граждане республиканских штатов (или «красных штатов») могут по-прежнему почитать Джорджа Вашингтона и Патрика Генри, а также более поздних исторических деятелей, таких, как Рональд Рейган, граждане в демократических штатах (или «синих штатах») больше поклоняются Мартину Лютеру Кингу, Че Геваре, или «Лжедмитрию Америки» – Бараку Обаме. В то время как республиканцы вывешивают американские флаги, демократы почему-то этого уже не делают. Как было отмечено целым рядом наблюдателей, во время Национального съезда Демократической партии в июле 2016 года не было видно ни одного американского флага[2].

«Красные» и «синие» штаты резко разделены взглядами на форму правления. Демократические штаты, как правило, склоняются к «диктатуре пролетариата», в то время как республиканские штаты предпочитают модель общенародного представительства[3]. Ирония истории заключается в том, что бывшие южные «рабовладельческие» штаты поддерживают ответственное перед народом правительство, в то время как многие бывшие северные «свободные» штаты предпочитают тоталитарный режим.

Таким образом, с точки зрения политики, идеологии и географии, гипотетическая гражданская война может сильно отличаться от предыдущего американского опыта. Для тех, кто хочет делать прогнозы о такой войне, события в Испании 1936-1939 годов могут быть более полезным примером для анализа.

В испанской гражданской войне существовали два основных лагеря: Национальный фронт и Народный фронт. Такие же противоборствующие стороны могут появиться и в случае второй американской гражданской войны. Сторонники Национального фронта в Испании, то есть католическая церковь, военные, землевладельцы, монархисты и движение фалангистов, вполне соответствуют американским военным, среднему классу, конституционалистам, патриотам, верующим традиционных религий и социальным консерваторам, поддерживающим Республиканскую партию.

Испанские республиканцы, социалисты, коммунисты, анархисты и баски, поддерживавшие Народный фронт, соответствуют американским либералам, социалистам, черным экстремистам и мексиканским сепаратистам. Таким образом, нетрудно понять, что Народный фронт является родственным по духу американской Демократической партии.

Для того чтобы понять, где может пройти линия фронта, необходимо посмотреть, как голосовали штаты в течение последних 20 лет[4]. Штаты тихоокеанского побережья, верхнего Среднего Запада и северо-востока, как правило, голосовали за кандидатов в президенты от демократов. Они будут формировать блок, который мы называем «синие штаты». Юг, нижний Средний Запад и западные штаты, как правило, голосовали за кандидатов от Республиканской партии, поэтому будем называть этот блок «красныe штаты». Анализ голосования по графствам и на городском уровне показывает, что сине-красный раскол не идет строго вдоль границ штатов. Тем не менее, для простой модели прогнозирования вполне достаточно данных федерального уровня.

Таким образом, мы установили географию противоборствующих сторон. Теперь необходимо проанализировать, какие силовые структуры будут их поддерживать. В прошлом веке силовые структуры обычно делились между сторонами. Профессиональные военные – как те, кто находился на службе, так и те, кто ушел в отставку – как правило, поддержали национализм и традиционализм. Флот же, наоборот, часто становился на сторону социалистов. Так, в период русских революций 1905 и 1917 годов военные моряки были на стороне большевиков[5].

Подобное имело место в 1918 году, когда немецкий флот поддержал социалистов и спартаковцев, и в 1936 году, когда большая часть испанского флота поддержала Народный фронт. В то время как большевики победили в гражданской войне 1918-1920 годов, профессиональные военные подавили Спартаковское восстание в Германии и свергли правительство Народного фронта в Испании.

Учитывая прошлый опыт, можно было бы ожидать, что ВМС США перебегут к революционным «синим штатaм», на территории которых, к тому же, расположено большинство американских морских портов. Те же исторические аналогии позволяют надеяться, что большая часть американской армии, ВВС и морской пехоты присоединяться к патриотическим «красным штатaм», на территории которых находится 7 из 11 крупных военных объектов США[6], а также множество более мелких военных[7].

Аналогичным образом предполагаемый «красный» блок будет обладать 35 базами ВВС США, в то время как предполагаемый «синий» – только 18[8]. В случае с ВМС США, 15 баз находятся в пределах предполагаемого «синего» блока, а 13 – в пределах «красного»[9]. Решение, какой из блоков поддерживать, может, конечно, зависеть в значительной степени от старших офицеров. При этом надо учитывать, что более 200 патриотически настроенных старших офицеров были отправлены в отставку во время президентства Обамы[10]. Таким образом, какую сторону они выберут, все еще является предметом некоторой неопределенности.

Стратегическое значение будет иметь то, какое количество ядерных боеголовок находится под контролем той или иной стороны. ВМС США контролируют около 4000, в то время как в распоряжении ВВС США – почти 5000.

Другим важным фактором является наличие оружия у гражданского населения. Как известно, более 60 млн. человек владеют почти 300 млн. стволов, многие из которых отвечают военным стандартам. Большинство владельцев оружия, как правило, голосуют за кандидатов от Республиканской партии. Поэтому, в качестве ополчения они могли бы стать очень важным фактором в поддержании контроля над своим графством или штатом, или, противодействуя в установлении там контроля со стороны враждебного блока.

Еще одним фактором является энергетическая безопасность: «красныe штаты» будут контролировать большинство месторождений нефти, газа и угля. Они же получат значительную долю в производстве продуктов питания. Одна из сфер, в которых «синие штаты» могут иметь некоторое преимущество, является промышленное производство. Тем не менее, это преимущество будет кратким, если силы «красных штатов» быстро захватят такие промышленные штаты, как, например, Огайо.

И, наконец, следует учитывать, что, если такая война, все-таки, разгорится, то в ней большую роль будет играть идеологический и расовый факторы. Значительный процент расовых меньшинств, вне всякого сомнения, объединится против белого большинства. Этот факт многие американцы предпочитают не признавать, но расовая идентичность станет сильным мотиватором по обе стороны противостояния. Сторона, которая откажется признавать этот фактор, и не будет планировать его использование, вполне может проиграть.

По мнению автора данного материала, такое противостояние не обойдется без иностранного вмешательства, так как обычное восстание «синих штатов», с большой вероятностью, потерпит поражение вскоре после его начала. Если же эти штаты предпримут нерегулярные военные действия, например, прибегнув к помощи экстремистов, они вполне могут повлиять на стратегический баланс. Черные экстремисты и мексиканские сепаратисты обязательно начнут нападать на легкие цели, то есть белых гражданских лиц, особенно женщин и детей.

Благодаря использованию тактики террора и этнических чисток, они вполне могут спровоцировать эвакуацию белых из спорных районов и, таким образом, компенсировать военные неудачи, заставляя «красные штаты» перебрасывать регулярные части для защиты гражданского населения. Черные и мусульманские экстремисты, не колеблясь, будут совершать все виды злодеяний, что бы добиться таких результатов. В таких же штатах, как Калифорния, значительное мексиканское население может заставить эвакуироваться всех белых. Правда, такие методы весьма рискованны, так как могут подтолкнуть «красные штаты» на ответные действия, особенно если потребуется восстановить инициативу.

В последние месяцы некоторые американские СМИ открыто высказывались за государственный переворот, если Дональд Трамп победит на выборах[11]. Одновременно, черные экстремисты пригрозили начать восстание, если Трамп будет избран президентом[12]. И, тем не менее, их вожаки и сторонники должны помнить о поговорке: «Будьте осторожны в своих желаниях, иначе вы можете получить то, что просите».

  •  На фото — автор, Патрик Клотье
  • историк, политолог
  • Коннектикут, США

 


[5] Cecil Eby, Between the Bullet and the Lie. American Volunteers in the Spanish Civil War (New York: Holt, Reinhart, and Winston, 1969) 19.

Вам понравился этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Людей оценило: 0

Никто пока не оценил этот пост! Будьте первым, кто сделает это.

Смотрите также

«Слив» невозможен

Алексей НЕЖИВОЙ

Мину под Карабах заложили еще большевики

Турция, обязанная России своим существованием

Евгений ПОПОВ

Оставить комментарий